Иконописная мастерская Кинония -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

4 Храмовые иконы, аналойные иконы.

           Православная икона предназначена прежде всего для Храма, где она живет в контексте Богослужения и Литургии. В современной Богослужебной практике также распространены Молебны с Акафистом, совершаемые перед особо почитаемым Храмовым Образом. Поклонение Святому Образу и почитание Его наравне с Честным Крестом и Евангелием исповедуется Православным Церковным сознанием как теперь, так и всегда. Храмовая икона – это моленный образ Святого, небесному заступничеству которого вверяют себя христиане, приходящие в Храм или же монахи, насельники монастыря. Таким Почитаемым Образом  может быть икона Святой Живоначальной Троицы,  Иисуса Христа, Богородицы, Святого или Праздника, но особенно - это многообразные Богородичные иконы. Еще в Византии возникает культ почитания  древнейших святых образов Приснодевы которые, которые могли происходить сверхъестественным (нерукотвотным) способом и как орудия Божественного Промысла (Проведения) обладали чудотворной силой. Благодатное присутствие на иконе Самой Богородицы делало незримое зримым, иногда размывались грани между образом и недосягаемым Первообразом. 
        В Константинополе особо чтимые иконы Богородицы назывались по имени той церкви, в которой они находились: Влахернтисса, Одигитрия, Агиосоритисса. Среди них наиболее знаменитым был образ Одигитрии, происхождение которого благочестивое предание связывало со Святым Апостолом и Евангелистом Лукой и привезенными со Святой Земли Богородичными реликвиями (Честной Ризой и Поясом Приснодевы Марии). Икона Богородицы-Одигитрии была чудотворной, перед ней совершались литии (сугубые молитвы), она  участвовала в процессионных шествиях (крестных ходах), посещая многие храмы и часовни Константинополя, который в свою очередь состоял из множества Престолов и Святых мест. Город, который являлся столицей Христианской Империи, (Константинополь) повторял особенности и обычаи литургической жизни Святого града Иерусалима. Нередки бывали случаи, когда для особо почитаемой иконы, как правило, Богородичной,  основывались монастыри  либо создавались специальные Уставы, предписывающие дополнительные священнодействия, которые совершались для прославления наиболее чтимого Святого Образа и в память почивших ктиторов (Ктитор в данном контексте – собственник, основатель, устроитель монастыря или храма). Уставы Ктиторских монастырей  регламентировали чинопоследования  молитв, крестных ходов, каждений и возжигания свечей. Но в монастыре также находились и другие почитаемые  иконы, к ним относились выносные иконы, те, которые участвовали в процессиях; также - многочисленные поклонные иконы, к которым также относились иконы дня, которые выставлялись для поклонения на аналое (или аналойные иконы). К поклонным иконам  относилась также  местная или Храмовая икона, являющаяся самой чтимой из всех икон, ее изображение могло копироваться на алтарной преграде (т.е. в местном ряду иконостаса) в том случае, если она одновременно была выносной и участвовала в процессиях. Известна традиция, когда вместе с Богородичным образом в Ктиторский монастырь дополнительно приносился соответствующий по размеру образ Христа, перед Которым непосредственно в зримом иконном образе будет совершаться ходатайство Богоматери.