3.Копии-списки с древних чудотворных икон.
Икона творит чудеса не сама по себе, а являясь орудием Божественного Промысла, чтобы чудо совершилось, нужна вера в помощь Божию и смиренная молитва. Икона чудотворна Божественной силой, через нее проявляющейся, и встречным усилием верующего, надеющегося на ниспослание через икону Божественной благодати. (Из книги Н.П. Тарабукина Философия иконы. Письмо третье. Чудотворность икон.)
В древности иконописцы делали списки с Чудотворных икон, но при этом лишь повторяя иконографические (композиционные) особенности образца, они не стремились к точному копированию, их иконы-списки никогда не повторяли оригинала, но во многих случаях они становились чудотворными. Сегодня же для понимания эстетики Православия, для изучения и творческого усвоения Церковной традиции иконописания необходимо выполнение копий-списков с древних икон (XII-XV вв.). В процессе благоговейного и внимательного копирования происходит соприкосновение с внутренним содержанием священного образа, постижение его глубины и обоснованности, а одновременно непосредственной связи художественного языка иконы* и Православного вероучения. Только таким способом можно научиться мыслить и писать иконы в изобразительных формах Священного Предания, то есть в Православной традиции.
Многие древние иконы - это высокохудожественные произведения, и этим они еще более обогащают нас духовно. К сожалению, древние образцы зачастую были подвержены неблагоприятным воздействиям внешней среды, по причине чего возникают утраты. В этом случае копирование возможно только после правильно проведенной реставрации. Но при этом утраченные места воссоздаются на вновь написанной иконе с помощью метода реконструкции. Но данный метод применим при следующих условиях:
1)когда понятно, что именно утеряно;
2) когда проведено исследование аналогичных образцов по эстетическому периоду, стилю, школе, иконописному центру (Константинополь, Москва, Новгород, Кипр и т.д.) и найден органично подходящий для реконструкции данной иконы фрагмент.
Для проведения работ такой сложности необходимы не только специальные искусствоведческие и богословские знания, нужно обладать опытом воцерковленного человека.
В древности размер иконы (или "мера") имел некое мистическое значение. Список с чудотворной иконы должен был не только соответствовать определенной иконографии, но и сам размер иконы должен был быть в точности соблюден. На тыльной стороне иконной доски иногда делали надпись, в основе которой были слова: "Сей образ есть мера и подобие чудотворного образа…"** Благочестивые древние мастера видели в этом некий символизм, заключая, что соблюденная мера соотносит список с избранным образцом, делает его более близким, почти тождественным Чудотворному оригиналу.
О чудотворности икон. В молитвах, сопровождающих чин освящения иконы, Церковь просит: "И ниспосли на икону сию силу чудотворного действия". Чудотворение от иконы – это непременное условие всего иконопочитания. Каждая икона, написанная благочестивым иконописцем, соблюдавшим в изобразительных формах церковную традицию, а затем освященная по определенному чину священнослужителем, может стать чудотворной через молитвы верующих, преклоняющих перед нею колени и устремляющих свои помыслы и надежды к Первообразу. Существует множество безвестных икон, также являющихся орудием в руках Промысла Божия.
[Сноска 1: *см. Сайт: Вступление п.3 Символы как средства передачи духовной реальности. Язык Православной иконы.
Сноска 2: ** Такая надпись сохранилась на тыльной стороне иконы Знамения Пресвятой Богородицы, хранящейся в Церковно-археологическом кабинете МДА, икона является списком с Чудотворного Образа, того самого от которого произошло чудо, спасшее Древний Новгород от разорения.]
Назад к списку