Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2. Аналойные иконы.

    Литургическое почитание Праздников и Святых всегда было связано с поклонением их честным иконам. В Церковном пространстве соединяются две реальности: исторические события земной жизни Христа и их литургическое "воспроизведение" или воспоминание, в этом смысле литургическое священнодействие  и литургические изображения (иконы, фрески, мозаики и т.д.) выполняют одну задачу. Литургия также как и все Богослужение в целом имеет твердо установленные  чинопоследования (регламентация молитв и священнодействий), кроме того, все священнодействия глубоко символичны, а истолкование их смысла можно найти в Священном Писании. В Православном Богослужении оживает все то, что было сотворено Иисусом Христом во время Его земной жизни, поэтому и Литургия становится  воспоминанием Тайной Вечери и завершается реальным приобщением Святых Христовых Таин. Символичность Литургических действий определяет аналогичную форму и для Священных изображений.                                                                                                                            
     Согласно Церковному Календарю (Месяцеслову) повторение литургических празднований и дней памяти святых совершается по годичному кругу Богослужений. Церковный год являет собой удивительное внутреннее единство праздников, в нем каждый день наполнен своим внутренним непреходящим значением, но приобщаемся мы к священному событию, происшедшему в прошлом, не только благодаря церковной молитве, еще совершается вынос соответствующей праздничной  иконы , которую полагают на аналой*, затем совершается ее почитание. Аналойные иконы – это иконы Праздника (отдельного священного события) или Святого, также это может быть минейная икона**, иногда это может быть икона, соответствующая посвящению данного придела. Если же литургическое почитание соединяется с почитанием отдельного Чудотворного образа (как правило, Богородичного), то такая икона или ее список также выставляется на аналой. Если это - храмовая икона (наиболее почитаемая икона, находящаяся, как правило, в местном ряду иконостаса) ей совершается особо торжественное богослужебное чествование. 

   Распределение в отдельных частях храма канонических изображений должно соответствовать Священному Преданию, Православному учению об образе.  Система Храмовых росписей, иконостас, поклонные и аналойные иконы - в идеале все церковное пространство, как носитель священных образов, призвано стать единой Богословской системой, так как это было заповедано Святыми отцами с древности. 


[Сноска1: *Аналой  или аналогий (др.-греч.: ναλογέιον, ναλόγιον — подставка для книг) — высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, употребляемый при Богослужении. Иногда аналои бывают складными.

 Сноска 2: ** Минейная икона – это когда на одной иконной доске располагались изображения святых согласно дням их Литургической памяти (в порядке церковного календаря). При этом икона условно разделялась на несколько горизонтальных рядов. Чаще всего это были месячные иконы, но могли писаться иконы, включающие один месяц, три месяца и даже полгода.]


Назад к списку