Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

5.Символико-аллегорические композиции.

         К символико - аллегорическим композициям могут относиться образы, написание которых сопряжено с литургическими песнопениями, носящими догматическую окраску, многие из них прослявляют Богородицу.

   О Тебе радуется Благодатная всякая тварь. Знаменитая песнь, исполняемая на  Литургии Василия Великого, принадлежит византийскому гимнографу Иоанну Дамаскину (VII в.). Икона, написанная на слова этого гимна, изображает Богородицу на троне с Богомладенцем, окруженную мандорлой* небесной славы и Собором ангелов, Ей предстоят пророки, отцы Церкви и преподобные, а также мученики и мученицы, преподобные жены, среди них особо выделены Святой Иоанн Предтеча и преподобный Иоанн Дамаскин.  Собор святых, прославляющих Богородицу  олицетворяет  весь человеческий род. Богородица названа "освященным храмом" и " раем словесным", поэтому вокруг Ее престола находятся величественные здания Небесного Иерусалима, и насажен райский сад. Появление такой иконографии относиться к XIV веку, и с Византии приходит на Русь.

    Достойно есть яко воистину. Другому прославленному гимнографу, преподобному Косме Маюмскому (VII в.) принадлежит не менее знаменитая литургическая песнь, которая исполняется чаще всех других: на Литургии Иоанна Златоустого и в завершение всякого молитвенного чинопоследования. Иконографические изводы в честь этого гимна возникли в XVI веке, наиболее ранняя из сохранившихся икон происходит из Соловецкого монастыря, а в настоящее время находится в Успенском Соборе Московского Кремля и представляет четырехчастную композицию, каждый сюжет которой наглядно показывает определенную часть песнопения. В центре каждой композиции представлена в полный рост Богородица в небесной славе с Божественным Сыном на руках.* 

[Сноска: *1-я часть: "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу". Развернутый Свиток с такой надписью поддерживают два ангела в верхней части иконного изображения. Богородица восседает на престоле, обнимая Младенца, окружена Она ангелами, с обеих сторон Ей предстоят гимнографы  Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский. Внизу Ее воспевают Ветхозаветные праведники и пророки, а также Апостолы. 2-я часть: "Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего", -  следующий свиток с продолжением песнопения поддерживают  ангелы. Богородица в позе оранты  воздевает в молитве руки, на Ее груди Богомладенец, Ей предстоят святые мужи со свитками. Возможно среди них те, которые удостоились небесных видений: Иоанн Богослов, Апостол Павел, Андрей Юродивый с Епифанием Премудрым и Святитель Дионисий Ареопагит. Внизу - преподобные  пустынники и отшельники. 3-я часть: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим".  Согласно книге "О небесной иерархии", которую считают произведением Дионисия Ариопагита, весь Ангельский мир показан разделенным на 9 чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. На иконе каждый чин занимает свою отличную по цвету часть (условно прямоугольной формы). Богородица-Одигитрия  представлена как Царица Небесная  в собрании небесных бесплотных сил. Внизу ликуют Архангелы – чиноначалия ангелов. 4-я часть: "Без истления Бога Слова рождшую сущуу Богородицу, Тя величаем", – развернутый свиток поддерживают святители Петр Александрийский и Василий Великий. Богородица восседает с Сыном  на троне, но вместо ангельских сил в небесной славе изображены святители и Цари Давид и Соломон, а внизу воссылают свои молитвы преподобные отцы-киновиты (живущие по общежительному уставу).]

   Собор Пресвятой Богородицы - икона выносится и поставляется на аналой на второй день Рождества Христова, когда Церковь прославляет Богородицу за свершившееся через Нее воплощение Бога-Слова. Иконография иллюстрирует  текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина: "Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради, все благодарение Тебе приносим: ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли." В центре иконы - восседающая на троне  Богородица с Младенцем-Христом,  Ее окружают ангелы, пастухи, волхвы, а также гимнографы и отцы Церкви, а кроме того изображены человеческие фигуры – персонификации земли и пустыни, они держат в руках соответственно вертеп и ясли, а вверху над вертепом на небе светит звезда. Все это собрание, славословящее Деву-Марию, названо Собором Пресвятой Богородицы. Такая символико-аллегорическая композиция (иконография) возникает в XIV в. и возможно приходит на Русь из Сербии.


Назад к списку