Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

4.Иконы с клеймами, житийные иконы.

       На некоторых иконах центральный поклонный образ, расположенный в среднике, обрамляется вокруг дополнительными сюжетными сценами - клеймами. Распространяется новая композиционная форма с IX века в Византии, условно такие иконные образы можно разделить два вида: житийные и акафистные.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Житийные иконы,  это те, которые в среднике хранят образ Святого, чин святости которого может быть различным (святитель, мученик, преподобный), а на полях, как правило, расположены клейма жития, повествующие о многих чудесных обстоятельствах  Божественного Промысла и раскрывающие внутренний духовный облик святого и его добродетели. К данному типу можно также отнести  Образ Пресвятой Богородицы (поясной) со сказаниями о чудесах, совершаемых от Ее иконы, которые затем изображаются в клеймах. (Тихвинская икона Богородицы сер. XVI в. из Успенского собора Московского Кремля); а также иконы Христа - Спас Смоленский, окруженный сценами из Евангельских притч (середина XVI в. Успенский собор Московского Кремля); в среднике иконы может находиться Праздник (Рождество Пресвятой Богородицы или Благовещение с  Протоевангельским циклом Ее жития* или Распятие со страстями)                                                                                                                                                                                                       

 [Сноска: *Протоевангелия – это  апокрифические книги, описывающие события, которые произошли до основных событий в жизни Иисуса Христа, описанных в четырёх канонических Евангелиях Нового Завета. Протоевангелие Иакова относится к апокрифическим текстам, возможно, является самым ранним из них. Оно повествует о детстве и юности Девы Марии и о событиях во времярождения иисуса Христа, свидетельствует о почитанииДевы Марии, утверждая о Её Приснодевстве и представляя Её как новую Еву. Авторство приписывается Иакову, сыну Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака. В книге прослеживается незнание автором подробностей жизни евреев и их несоответствие деталям, описываемым в книгах, вошедших в Библию. Несмотря на свою привлекательность, Протоевангелие Иакова в канон Новозаветных книг не вошло, а осталось благочестивым сказанием.]

  Акафистные иконы написаны для прославления Божией Матери и Приснодевы Марии, в клеймах  иллюстрируются поэтические эпитеты и  аллегории, взятые из  торжественного гимна, Ей посвященного, или Акафиста. Впоследствии в память троекратного спасения Константинополя от иноплеменных войск был установлен Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается в субботу пятой недели Великого Поста, вероятно, потом была написана соответствующая празднику икона. В центре – восседающая на троне Богородица в окружении ветхозаветных пророков, держащих в руках символы, обозначающие их духовные видения, которые в свою очередь являются прообразами Богородицы (Иаков держит лествицу, Иезекииль – врата, Моисей – неопалимую купину, Даниил – несекомую гору), а вокруг на полях  могли быть расположены клейма Акафиста. Однако встречаются такие иконы, у которых в среднике изображен Праздник, например, Благовещение Пресвятой Богородицы (Акафист был посвящен Благовещению) или Её Рождество.


Назад к списку