1.Икона в контексте Священного Предания.
Икона-Предание.
Говоря об Иконе, невозможно не сказать о Священном Предании. "Изображай красками согласно Преданию. Это есть живопись истинная, как Писание в книгах, и благодать Божия покоится на ней потому, что изображаемое свято", - пишет Симеон Солунский в Диалоге против ересей.
Что же собой представляет Священное Предание? Во-первых, оно образует собой непрерываемую живую цепь передачи Богооткровенной Истины, начало которой полагается в Боге. Это все то, что передано было от Господа Иисуса Христа Апостолам, а Апостолами отдано в Святую Церковь. Во-вторых, Предание-это все то, что касается нашей веры, поэтому Священное Предание объемлет собой всю жизнь Церкви.* Сноска: [Догматическое Богословие. Прот. Олег Давыденков]
Священные изображения стали возможными только потому, что невидимый Бог становится видимым и изобразимым. Воплощенный Христос - "есть образ Бога невидимого",- свидетельствует Священное Писание Нового Завета (Кол.1,15). О том, что иконописание - "одобренное законоположение и Предание Церкви", - говорит Орос VII Вселенского Собора. Истина Боговоплощения зримо и во всей полноте может быть выражена только в православной иконе, то есть посредством образа. "Икона"— слово греческое (ε?κ?ν), означает оно образ, изображение. Древние иконные образы освящены Преданием. Первые из них возникли по благой воле Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, происхождение их было нерукотворным, вследствие небесного чуда – без прикосновения человеческих рук. Так появился прижизненный отпечаток на ткани (убрусе) Лика Господа Иисуса, Христос омыл Свой Божественный Лик водой, и чтобы запечатлеть Его, отер убрусом (полотенцем). С соизволения Богородицы и по просьбе Апостолов совершилось чудо появления Её нерукотворного образа в Лиддском храме (Диосполис). Изъявив согласие освятить Храм, посвященный Её имени и послав туда снова Святых Апостолов Петра и Иоанна, Пречистая Дева сказала: "Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!" После своего прибытия Апостолы увидели на одном из внутренних столпов в новосозданном храме чудесно явленный образ Преблагословенной Девы, "в котором Божественный лик Её и все подробности одежды были сделаны с неподражаемым искусством и точностью". Богородица даровала своему образу благодать и силу чудотворений; по прошествии нескольких веков иконоборцы не смогли его уничтожить: краски образа все глубже проникали в стену, изображение не теряло ни малейших подробностей.
Первым создателем Священных изображений был Апостол и Евангелист Лука, написавший одно из четырех Евангелий и книгу Деяний Святых Апостолов. Святой Лука принадлежит к числу 70-ти Апостолов, сотрудник Апостола Павла, врач и искусный живописец, он создал образ Богородицы с Младенцем-Христом на руках, и когда представил его Приснодеве, Она произнесла: "Благодать Родившагося от Меня и Моя да будет с сим". Это свидетельство является важным основанием, чтобы считать первописанную икону исторически достоверным, прижизненным изображением Богородицы. Апостолу и Евангелисту Луке также принадлежит исполнение еще нескольких образов Пресвятой Богородицы, а также изображения Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Списки со списков. C первообразных икон делались списки, в которых соблюдалось точное соответствие оригиналу. Если это касалось Нерукотворного Образа, то копировался он таким же способом, каким и возник, - как подлинный отпечаток, - в результате соприкосновения с Ликом Господа Иисуса, сохранялся даже размер доски, на которой был закреплен впоследствии плат. В результате создания все новых и новых списков постепенно складывается иконография каждого отдельного образа, потом возникают определенные типы изображений. Самые древние сохранившиеся списки восходят к VI в. (они находятся в Риме, на Синае и в Киеве в Музее искусств), Римская-Лиддская икона Богородицы VIII в., предположительно является списком с нерукотворного образа Богородицы из Лидды. Но главное, благодаря воспроизведению списков-повторений сохранились и самые первые изображения-подлинники. Предание и Благовестие о Христе, сохраненное в слове, – Евангелие, так и в образе – икона. "Изображай красками согласно Преданию. Это есть живопись истинная, как Писание в книгах, и благодать Божия покоится на ней потому, что изображаемое свято",- Симеон Солунский. Диалог против ересей. Так и дошедшие до нашего времени древние образы Богородицы (Владимирская икона XII в. Москва) считаются произведениями Евангелиста Луки потому, что они сохранили преемство предания в изображении тех первописанных икон, которые были созданы рукой Апостола.
Опыт иконописания передавался от учителя к ученику, существовало некое преемство в научении, как и в духовной жизни, чем ближе иконописец был к благочестию, тем совершенней были его творения. Нам известны имена многих святых иконописцев первым из них был евангелист Лука, затем Равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. В иконоборческий период в Византии среди прочих исповедников пострадал святой иконописец Лазарь, который был монахом и иереем. На Руси начало иконописи связано с именем преподобного Алипия и его ученика и сподвижника преподобного Григория, они были монахами Киево-Печерской обители. Иконную премудрость Алипий воспринял от греческих мастеров, приехавших украсить Печерскую Церковь. С именем преподобный Андрея Рублева связана целая эпоха, его творчество послужило основанием для становления новой созерцательной традиции. Но и он был преемником и продолжателем своих великих учителей, среди них был Даниил Черный, как об этом свидетельствует святой Иосиф Волоцкий. Андрей Рублев, Савва, Даниил Черный и его брат Александр работали одной иконописной артелью или же сообща, отличались добродетельной жизнью, большим усердием в постничестве и в иноческом жительстве " ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету" ** Сноска: [Преподобный Иосиф Волоцкий. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже на Рустей земли сущих]. Стоглавый Собор, который был созван в 1551 году в Москве, закрепил древнюю церковную традицию, когда мастера не должны были скрывать свое искусство от учеников, но с усердием их принимать для обучения в иконописи "по преданному завещанию", живя праведно и благочестиво, а также приводить их к духовникам для наставления и совета. Не допускалось " Божия образа в порок и поношение давать", то есть писать "самовластно", "самовольно", " не учившись и не по образу". Образцами должны были служить древние греческие иконы и иконы письма Андрея Рублева. Смысл и истоки иконописного мастерства, навыка, преемственно переходящего от древних иконописцев к их последователям связывался с их духовным жительством, с их личным опытом Богопознания, заключался в следовании Преданию, Церковному учению и пониманию образа.
Поэтому иконописец не может творить вне Православной традиции, сознательно или по неведению её искажать, поскольку это не просто разрыв с человеческой традицией, это - разрыв с Преданием. Предание – это жизнь Святого Духа в Церкви, непрерываемая со дня Пятидесятницы. Эта жизнь сообщается каждому верующему, это способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей Свете, а не в субъективном восприятии человеческого разума и чувств. Чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им, нужно пребывать и жить в Церкви в её полноте. Иконописец, как и каждый христианин, нуждается в Благодатном освящении, посредством участия в Таинствах и в Литургической жизни Церкви.
Неверующий или инославный, не может заниматься иконописанием, недопустимо принимать изображения, написанные ими, об этом пишет преподобный Максим Грек в Слове о святых иконах, при этом ссылается на Священное Писание, поскольку "осквернены их ум и совесть" (Тит. 1, 15). Но иконный образ несет миру свет Православия, обращение к иконе и искреннее приобщение к Православному Церковному искусству может привести к преодолению духовного кризиса, переживаемого на Западе, который оторвался от Христианского Предания.
Назад к списку