Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Древнерусский иконостас.

 Архитектурная конструкция иконостаса продолжает развиваться, постепенно происходит увеличение размеров и числа икон Деисусного чина, теперь он занимает весь архитрав алтарной преграды, в нем появляются представители всех типов святости: святители, преподобные, а также святые, в Русской земле просиявшие.  Деисус теперь состоит из ростовых икон, он совершенно выделяется из Праздничного ряда, усиливается и расширяется его Богословское значение – это молитва, совершающаяся  Всей полнотой Церкви, происходящая теперь и длящаяся до Страшного Суда. Поэтому в центре Деисусного ряда появляется образ Спаса в Силах: Христос восседает на Престоле небесной славы в окружении небесных сил, Серафимов и Херувимов и других ангельских чинов, Господь грядет судить мир. Благодаря увеличению размера (высоты) и одновременно количества икон Деисусный чин стал четко видим молящимся в Храме.

                       Праздничный ряд  теперь располагается над  Деисусом. Кроме того, добавляется Пророческий чин, так как Церковь состоит еще из праведников Ветхозаветных, в их числе Пророки, предрекавшие пришествие Христа в мир и Воплощение Его от Девы Марии, в центре этого ряда поэтому помещают образ Богородицы Знамение (Воплощение). Позднее Древнерусский Иконостас пополняется  еще и Праотеческим чином, который представляет  период бытия Ветхозаветной Церкви до получения Синайского Закона. Изображенные здесь Праотцы, от Адама и до Моисея, обращены к центральному образу Святой Живоначальной Троицы, так  как Авраама посетил Бог в видении Трех Ангелов. Внизу, как правило, под Деисусным чином собственно находится алтарная преграда, в центре которой устанавливают Царские врата, а по обеим сторонам от них – иконы Местного ряда. Это образы Христа и Богородицы, причем справа от Христа – Образ Его Матери, а слева – Святого или Праздника, которому посвящен Храм. Начиная с XV века для России характерными становятся высокие Царские Врата, разделенные на клейма. В навершии Царских Врат всегда помещают Благовещение, а ниже в четырех клеймах располагают либо святых Евангелистов (Матфея, Марка, Луку, Иоанна) либо  ростовые изображения Святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого, записавших два древних чина Божественной Литургии, совершаемой в Алтаре. Над самими Царскими Вратами находится Сень с образом Причащения Господом Иисусом святых Апостолов под двумя видами: Тела и Крови Христовых. Таинство Святого Причащения или Евхаристии является центральным Таинством Церкви, поэтому его священное изображение укрепляют над входом в Алтарь. Кроме того в Алтарной Преграде есть Северные и Южные врата или Диаконские двери, которые предназначены для служения диаконов. Северная Дверь расположена напротив Жертвенника, из нее проходит шествие из Алтаря, а Южною дверью диаконы входят в Алтарь.  На Южной диаконской  двери изображают Благоразумного разбойника, так как он был распят возле Господа, но покаялся и уверовал во Христа, получив обетование наследовать Рай, кроме того дверью покаяния все уверовавшие входят в Царство Небесное. Северная диаконская дверь украшена, как правило, многосюжетными  композициями назидательного содержания. Она условно-композиционно разделена на несколько горизонтальных регистров, в которых были иллюстрации сюжетов, взятых из Палеи (сокращенное изложение Ветхого Завета), Житий Святых, Прологов, Святоотеческих текстов, благочестивых  сказаний и притч. Это могли быть следующие изображения: сотворение Человека, грехопадение, изгнание из Рая, покаяние первых людей, Даниил во рву львином, три отрока в печи Вавилонской; иногда – это различные виды адских мучений, надгробный плачь, также видение Апостолом Павлом Горнего Иерусалима, Восхищение его до третьего неба и другие сюжеты. Кроме того на диаконских вратах уместны изображения святых диаконов: Стефана, Лаврентия, Прохора и Никанора. Завершает иконостас образ Голгофы с Распятым на Кресте Спасителем, также возле Креста предстоят Богоматерь и Иоанн Богослов. Крест – это недосягаямая вершина мира, на Кресте совершилось наше спасение, поэтому он завершает иконостас, соединяя все образы в единую икону Торжествующей Церкви. Излагая в образах Священную историю, Древнерусский иконостас наглядно раскрывает молящимся всё домостроительство Божие о спасении мира.

                      Иконостас является центром литургического почитания, что выражается в каждении, воспевании гимнов, совершении Литургических шествий (Малый и Великий вход). К иконам местного ряда прикладываются священнослужители перед началом совершения Литургии. Иконостас как  стройная Богословская система образов становится неким изобразительным фасадом, где наглядно  раскрывается смысл литургического священнодействия. Поэтому иконостас, помещенный между алтарем и пространством Храма, не скрывает от верных   совершаемого Таинства; но то, что невидимо им во время богослужения, благодаря иконам становиться видимым. Иконы служат заменой, переводом литургической реальности на язык изображений. Святой с помощью образа (иконы), праздник с помощью изображения  Священного события  оказываются представленными наглядно. Иконостас, складывается из нескольких чинов (рядов), что символизирует иерархичность Церкви и всего творения. Так как в Церковном пространстве соединяются две плоскости реальности: исторические события земной жизни Христа и их литургическое воспоминание, то иконостас повторяет программу храмовой росписи, которая предполагает распределение в разных частях храма различных священных изображений. В этом смысле литургическое действо и литургические изображения  выполняют одну задачу.


Назад к списку