Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Византийский иконостас.

 Архитектурная конструкция Византийского иконостаса представляет собой невысокую преграду, состоящую, как правило, из мраморных плит, на которой устанавливаются колонки-пилястры, несущие длинный горизонтальный брус (архитрав). Иконы располагаются сверху на прямоугольных плитах, а затем закрепляются между вертикальными колонками-пилястрами, первый или нижний ряд состоял из главных для молитвенного поклонения икон, две из них, посвященные Христу и Богоматери, –  так называемые, Храмовые иконы,* [ссылка на: п.4] размещались с двух сторон от Царских врат (центральный вход в алтарь). На одной из храмовых икон мог изображаться образ святого, которому посвящен храм.

                       После периода иконоборчества на брусе (архитраве) появляется еще один, верхний ряд икон – темплон (эпистилий) – это невысокие горизонтальные иконные доски с изображениями двунадесятых праздников, представляющих основные события земной жизни Христа и Богоматери. В центре эпистилия помещалось изображение Деисуса (греческое δεησις — прошение, моление) – когда за род человеческий  ходатайствуют представители наивысшей святости - Богородица и Иоанн Предтеча; они обращаются с молитвой ко Христу, восседающему на троне небесном, приготовленном для Страшного суда.

                      По сторонам от Деисуса, обычно  располагаются  по семь сюжетных икон: с одной стороны – Рождество Богородицы, Введение Ее во храм Иерусалимский, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение (Богоявление), Преображение; а с другой – Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Сошествие во ад, Вознесение, Успение Божией Матери. Иконы этих главных  праздников представляют всю историю спасения человечества.                                                                               

                       Состав Деисуса в центре праздничного цикла мог расширяться. Кроме Богородицы и Иоанна Предтечи в молении ко Христу с обеих сторон предстояли еще Архангелы, Апостолы, мученики и другие святые. Однако, кроме сюжетных икон, посвященных земной жизни  Христа и Богородицы, в верхнем  ряде византийского иконостаса мог располагаться житийный цикл икон того святого, которому посвящен храм. Иногда сюжетные иконы могли быть полностью заменены   большим  Деисусным  чином, состоящим из поясных икон Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, Апостолов Петра и Павла и других святых. В зависимости от  величины Деисуса такой верхний ряд иконостаса мог состоять из 5-ти или 7-ми икон.

                       Царские Врата называются еще райскими или святыми, это связано с символическим истолкованием алтаря как Рая, поэтому самым распространенным изображением на вратах было Благовещение, благодаря которому отверзаются врата Рая человеческому роду. Согласно с Византийской традицией все древние алтарные врата были невысокими, не более 110-140см, на них в полный рост представлены Богоматерь с червленой пряжей и веретеном в руках* и Архангел Гавриил. Увенчивал же алтарную преграду Крест, как символ Распятого ради нашего спасения Христа, Главы Церкви.

[Сноска: *Согласно апокрифическим текстам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Святого Святых Иерусалимского Храма, за этой работой Она и приняла приветствие Архангела Гавриила. Апокрифы не изменяют Евангельского повествования, но добавляют целый ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника. История Благовещения рассказывается в следующих апокрифах II века " Протоевангелие Иакова" и "Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя" (известна также как Евангелие псевдо-Матфея).]


Назад к списку