Соборы Святых.
Церковь, как сообщество Всех Святых, образующих Единое Тело со Христом, может быть изобразима по принципу церковного календаря (Месяцеслова), когда святые располагаются по дням празднования их Литургической памяти (Минологий-диптих 2-я пол. XI в. Синай).* Но также Церковь может быть представлена на иконе как Собор Всех Святых, когда святые изображаются по чинам святости: Пророки, Апостолы, святители, мученики, преподобные, праведные, бессребренники, Христа ради юродивые, святые жены и т.д. Это еще один принцип изображения, также связанный с Литургией, известно, что на проскомидии поминаются 9 чинов Ангельских и 9 названных чинов святых (Шестоднев XVI в., школа Дионисия).** Но Церковь в своей полноте состоит не только из святых людей, но и из Ангелов; Церковь земная – Воинствующая и Небесная - Торжествующая также являют образ Единой Церкви. Поэтому очень уместно на иконах Соборов Святых изображать ростовой Деисус, как в Древнерусском высоком иконостасе, что означает ходатайственное моление ко Господу Христу всей Церкви и ангелов и человеков. "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Аз посреди них" (Ин. 14,19). Даже если не все святые собраны на одной иконе, они также являют образ Церкви. Например, на иконе Всех Святых, в Земле Русской просиявших, также представлен образ Церкви во всей полноте, как и на любой другой иконе собора святых.
Обычно составляются такие иконографии как: Собор Московских Святых, Новгородских, Афонских, Владимирских и т.д., по признаку земель или местности. Также – по чинам святости: Собор Святых Апостолов, Собор Архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных, Святых жен и т. д. Помощи в различных нуждах просят у образа Святых целителей, например от бессонницы, молятся 7-ми отрокам Ефесским. Образы Соборов Святых Преподобных Отцов также могут составляться по месту их подвига, например, Собор Оптинских старцев, Собор Киево-Печерских отцов, Собор святых Отцов, в Синае убиенных и т. д.
Существует два принципа составления композиций для икон Соборов Святых: 1) принцип горизонтальных регистров и 2) принцип центричности. Для Византийких икон характерна композиция, когда святые расположены горизонтальными рядами (регистрами) на поверхности иконы. В самом верхнем ряду такой иконы, как правило, изображен Деисис (Деисус)*** или Богородица с поклоняющимися Ей Архангелами, но возможен и любой иконографический извод образа Спасителя или Богородицы. Позже появляется другой принцип построения -- композиционная центричность, когда в центре иконы находится Храм, Литургический Престол и, как правило, почитаемый образ Богородицы или Честной Крест, а вокруг изображаются святые. Образ Храма в центре иконы может быть дополнен символическим изображением Райского сада или окружен мандорлой**** с ангельскими силами, а Литургический Престол всегда окружен Святителями. Позже, особенно на Руси, Храм и местность (святое место подвига) стали писаться так, чтобы они были легко узнаваемы. Но в иконе может быть два композиционных центра и более. На иконе Всех Святых, в Земле Русской просиявших, два основных центра. Вверху – образ Святой Троицы и моление святых, как в Деисусном чине, а внизу – множество узнаваемых храмов различных русских земель с их святыми, но в самом центре находится Успенский Собор Московского Кремля, а над его Престолом Владимирская икона Божией Матери; так как это - сердце Земли Русской.
Когда пишется икона с клеймами житий, для построения композиции можно сочетать оба принципа, Центральный образ, вокруг которого расположены клейма, и вверху Деисус, образующий целый регистр.
Возможны и более простые композиции, в центре в верхней части иконы изображается наиболее почитаемая в данной местности икона, как правило, Божией Матери. Святыню могут поддерживать ангелы, а ниже могут быть написаны молящиеся святые, вместо чтимого образа можно написать образ благословляющего Христа или Богородицы-Знамение*****, в окружении мандорлы**** Божественной славы.
[Сноска1: *Минологий-диптих с полным церковным календарем, состоит из двух складывающихся створок.
Сноска 2: **Икона московского письма в нижней части иконы святые расположены по чинам святости.
Сноска 3: ***Молитва святых за род людской, Центральный образ – Иисуса Христа справа и слева от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель. Композиция может включать в себя аналогичные изображения Ангелов, Апостолов, мучеников, святителей и прочих святых, предстоящих Христу с обеих сторон.
Сноска 4: ****Мандорла – это небесная сфера, отображающая область перехода от земного мира к "горнему", служит в христианской иконографии символом Небесной славы. Цвет мандорлы обычно сине-голубой, иногда она позолачивается. Часто бывает изображена пронизанной тонкими золотыми или белыми лучами или усеяна звездами. Лучи символизируют Божественные энергии, исходящие от Бога, проницающие все творение. Звезды же означают ангелов и святых, сияющих на небосводе Торжествующей Церкви.
Ссылка 5: ***** см. Сайт п. 1.2 Иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.]
Назад к списку