Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Соборы Святых.

   Церковь, как сообщество Всех Святых, образующих Единое Тело со Христом, может быть изобразима по принципу церковного календаря (Месяцеслова), когда святые располагаются по дням празднования их Литургической памяти (Минологий-диптих 2-я пол. XI в. Синай).* Но также Церковь может быть представлена на иконе как Собор Всех Святых, когда святые изображаются по чинам святости: Пророки, Апостолы, святители, мученики, преподобные, праведные, бессребренники, Христа ради юродивые, святые жены и т.д.  Это еще один принцип изображения, также связанный с Литургией, известно, что на проскомидии поминаются 9 чинов Ангельских  и 9 названных  чинов святых (Шестоднев XVI в., школа Дионисия).** Но Церковь в своей полноте состоит не только из святых людей, но и из Ангелов; Церковь земная – Воинствующая и Небесная - Торжествующая также являют образ Единой Церкви. Поэтому очень уместно на иконах Соборов Святых изображать ростовой Деисус, как в Древнерусском высоком иконостасе, что означает ходатайственное моление ко Господу Христу всей Церкви и ангелов и человеков. "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Аз посреди них" (Ин. 14,19). Даже если не все святые собраны на одной иконе, они также являют образ Церкви. Например, на иконе Всех Святых, в Земле Русской просиявших, также представлен образ Церкви во всей полноте, как и на любой другой иконе собора святых.       
                                                                                                                      Обычно составляются такие иконографии как: Собор Московских Святых, Новгородских, Афонских, Владимирских и т.д., по признаку земель или местности. Также – по чинам святости: Собор Святых Апостолов, Собор Архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных, Святых жен и т. д. Помощи в различных нуждах просят у образа Святых целителей, например от бессонницы, молятся 7-ми отрокам Ефесским. Образы Соборов Святых Преподобных Отцов также могут составляться по месту их  подвига, например, Собор Оптинских старцев, Собор Киево-Печерских отцов, Собор святых Отцов, в Синае убиенных и т. д.  

   Существует два принципа составления композиций для икон Соборов Святых: 1) принцип горизонтальных регистров и 2) принцип центричности. Для Византийких икон характерна композиция, когда святые расположены горизонтальными рядами (регистрами) на поверхности иконы. В самом верхнем ряду такой иконы, как правило, изображен Деисис (Деисус)***  или Богородица с поклоняющимися Ей Архангелами, но возможен и любой иконографический извод образа Спасителя или Богородицы. Позже появляется другой принцип построения -- композиционная центричность, когда в центре иконы находится Храм, Литургический Престол и, как правило, почитаемый образ Богородицы или Честной Крест, а вокруг изображаются святые. Образ Храма в центре иконы может быть дополнен символическим изображением Райского сада или окружен мандорлой**** с ангельскими силами, а Литургический Престол всегда окружен Святителями. Позже, особенно на Руси,  Храм и местность (святое место подвига) стали писаться так, чтобы они были легко узнаваемы.                        Но в иконе может быть два композиционных центра и более. На иконе Всех Святых, в Земле Русской просиявших,  два основных центра. Вверху – образ  Святой  Троицы и моление святых, как в Деисусном чине, а внизу – множество узнаваемых храмов различных русских земель с их святыми, но в самом центре находится  Успенский Собор Московского Кремля, а над его Престолом Владимирская икона Божией Матери; так как это - сердце Земли Русской.        
  Когда пишется икона с клеймами житий, для построения композиции можно сочетать оба принципа, Центральный образ, вокруг которого расположены клейма, и вверху  Деисус, образующий целый регистр. 
  Возможны и более простые композиции, в центре в верхней части иконы изображается наиболее почитаемая в данной местности икона, как правило, Божией Матери.  Святыню могут поддерживать ангелы, а ниже могут быть написаны молящиеся святые, вместо чтимого образа можно написать образ благословляющего Христа или Богородицы-Знамение*****, в окружении мандорлы**** Божественной славы.  

 [Сноска1: *Минологий-диптих с полным церковным календарем, состоит из двух складывающихся створок.


 Сноска 2: **Икона московского письма  в нижней части иконы святые  расположены по чинам святости.


 Сноска 3: ***Молитва святых за род людской, Центральный образ –  Иисуса Христа справа и слева от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель. Композиция может включать в себя аналогичные изображения Ангелов, Апостолов, мучеников, святителей и прочих святых, предстоящих Христу с обеих сторон.


Сноска 4:  ****Мандорла – это небесная сфера, отображающая область перехода от земного мира к "горнему", служит в христианской иконографии символом Небесной славы. Цвет мандорлы обычно сине-голубой, иногда она позолачивается. Часто бывает изображена пронизанной тонкими золотыми или белыми лучами или усеяна звездами. Лучи символизируют Божественные энергии, исходящие от Бога, проницающие все творение. Звезды  же означают ангелов и святых, сияющих на небосводе  Торжествующей Церкви.


Ссылка 5: *****  см. Сайт п. 1.2 Иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.] 
                                                                                                                                                                                                                                                               

               


Назад к списку