Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Минейные иконы.

Во второй половине ХI века появляется новый тип икон – Минологий (минейные или месячные иконы). Поверхность таких икон разделялась на множество  горизонтальных регистров, в которых  располагались небольшие  изображения Праздников и святых, они следовали друг за другом в соответствии с церковным календарем. На одной иконной доске могли писаться Минологии, включающие один месяц, три месяца и даже полгода. Годовые Минейные иконы состояли из двух складывающихся створок и назывались диптихами. В Византии существовало два вида литургических книг, которые сохраняли память о святых, прославленных Церковью. Это были Синаксарь и Минологий. Если Синаксарь содержал только записи о Праздниках и днях  памяти всех святых и их краткие иконописные изводы, то Минологий или ежемесячник состоял из многих томов, в которых были записаны подробные жития святых, а оглавления каждого тома иллюстрировались титульными миниатюрами со многими изображениями. Византийские иконы-Минологии  во множестве сохранившиеся на горе Синай в монастыре Святой Екатерины до сих пор выполняют роль  наглядного литургического календаря.                                                                                                                         
   По мере распространения христианства на Руси, Церковь пополнялась все новыми и  новыми святыми, со временем их количество настолько увеличивается, что создаются специальные сборники: Иконописные Подлинники (лицевые и толковые). Лицевые Иконописные Подлинники  передают с помощью линий ико.нографию святых и праздников, указывают с помощью надписей на основные цвета. Толковые Иконописные Подлинники содержат описания облика святых, указывают цвета одежд, а также содержат другие объяснительные тексты. Иконописные Подлинники развивались на основе Прологов, Миней, Житий Святых и Святцев (Месяцесловов,  церковных календарей), этот процесс происходил с конца XVI в. до начала XVIII в.                                                                                       
   Большую известность приобрели за последнее время так называемые Новгородские таблетки (из Софийского Собора) и Суздальские таблетки (из Рождественского собора). Таблетки предназначались для того, чтобы класть их на аналой в дни тех церковных праздников либо в дни поминовения тех святых, которые были на них изображены. На аналое они сменяли друг друга соответственно календарю, почему здесь более доступны для поклонения. Тематика таблеток охватывает как Двунадесятые, Великие, так и другие церковные праздники, а также такие композиции как: Собор Святых Архангелов, Собор Святых Апостолов, Иоанн Предтеча Ангел пустыни, Три отрока в печи Вавилонской, а также многосюжетные композиции: Страсти Христовы, Семь Вселенских Соборов и многое другое. На обороте таблеток изображались различные святые в рост, что было продолжением излюбленной в Новгороде традиции написания икон с избранными святыми. Хранились таблетки в ковчегах наподобие книг, покрытых бархатом и парчой, посеребренных и позолоченных, ковчеги эти именовались годовыми, так как в них заключались иконы Праздников и всех святых, память которых совершается в течение дней года.     

 

 


Назад к списку