1.Семейные иконы.
Домашние иконы находились в святом углу, перед ними совершалась молитва, они становились драгоценными семейными реликвиями, передававшимися из поколения в поколение. Традиция написания Семейных икон довольно древняя, об этом свидетельствуют, дошедшие до нас, моленные образы XII-XIII веков.
Такие образы могут специально создаваться для каждой отдельной христианской семьи. Самый распространенный вариант написания Семейной иконы: в среднике – наиболее почитаемый семейством Образ Богородицы (Казанская, Иверская, Владимирская), а на полях иконы – Святые Покровители членов семьи, например для Елены – Св. Равноапостольная Елена, для Никиты – Св. Великомученик Никита, для Илии – Св. Пророк Илия. Но могли создаваться и другие композиции: в среднике мог помещаться образ Иисуса Христа (Спас Вседержитель – Пантократор, Нерукотворный Образ) или образ Святого, например, Святителя Николая Мир Ликийского или же образ Священного События-Праздника, также наиболее торжественно отмечаемого в кругу семьи (Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы). Вокруг центрального образа на полях иконы расположены Святые, изображенные в рост, поясные или находящиеся в медальонах. В центре верхнего поля иконы уместно написать Святую Живоначальную Троицу или Престол Уготованный (Этимасию),* Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа на плате (Мандилион) с предстоящими Ангельскими силами или Деисис (Деисус).** Семейная Икона может быть дополнена Святыми, которые покровительствуют христианской семье, например, святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, святые Мученики Адриан и Наталия, святые Петр и Феврония Муромские Чудотворцы.
[Сноска 1: *Символическое изображение Пресвятой Троицы. Иконография состоит из следующих элементов: церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы); закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.5,1), орудия страстей; голубь (символ Святого Духа), а иногда изображается корона, венчающие Евангелие. Этимасия – это престол, приготовленный для второго пришествия Господа Иисуса Христа, на котором Он будет восседать, судя живых и мёртвых. В иконописии изображения Престола Уготованного встречаются как самостоятельные, так и в составе сложных композиций.
Сноска 2: **Молитва святых за род людской, Центральный образ – Иисуса Христа справа и слева от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель. Композиция может включать в себя аналогичные изображения Ангелов, Апостолов, мучеников, святителей и прочих святых, предстоящих Христу с обеих сторон.]
Назад к списку