Иконописная мастерская Кинония - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Иконы Господа Иисуса Христа.

   Христа изображают как человека средних лет, с длинными, до плеч ниспадающими темно-русыми волосами, с небольшой бородой, с правильными чертами, относящимися к греко-семитскому типу, с крупными выразительными глазами (на иконе карими). Это утвердившийся в Византии, а затем по всему христианскому миру "исторический тип" Спасителя, воспринятый Церковным Преданием. И этот образ, как правило, узнаваем, устойчив для всех школ, притом, что в каждую эпоху, в каждом регионе он получал свою стилистическую интерпретацию. Отличительной чертой изображений Иисуса Христа становится крестчатый нимб или нимб с вписанным крестом, знаком Крестной Жертвы. Со временем в трёх видимых лучах крестчатого нимба появились греческие буквы: ο΄ων (что значит "Сущий" (Исх. 3:14); это одно из имен Божиих, которое было открыто Моисею на Синае  и которым назвал Себя Спаситель. Ин. 8,25. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования. Иногда перекрестия нимба украшались (лепка с золочением, камни, жемчуг) или украшения имитировались с помощью рисунка. Буквы под титлами IC XC –сокращенное написание имени Иисус Христос.

     Самым распространенным в Православном искусстве  является образ Христа Пантократора  или Спаса-Вседержителя, он представляет поясное изображение Иисуса Христа  с Евангелием или свитком в левой руке и благословляющей правой рукой; одежды Спасителя – хитон (длинная рубаха с широкими до запястий рукавами) и гимматий (плащ из прямоугольного куска ткани), причем цвет хитона колеблется от оранжево-алого (цвет восходящей зари) до пурпурно-багряного, а цвет гимматия от небесно-голубого до  иссинь-ультрамаринового. На правом плече хитона нашит клав – символ небесного посланничества, клав и хитон зачастую разделаны золотым ассистом, расходящиеся лучи ассиста как и само золото символизируют Божественный нетварный Свет. Благословляющий жест может быть направлен как от себя, так и к себе, перстосложение может быть двуперстным и именословным. Евангелие изображается в виде богато украшенного кодекса, книги,  которая участвует в Божественной Литургии, или в виде свитка – Божественного учения. Святое Евангелие может быть закрытым  или  с раскрытым  текстом. Несмотря на большое иконографическое сходство икон Пантократора между собой  возможна различная трактовка самого образа: Христос предстает перед нами то, как Грозный Судия, то как Спаситель душ человеческих. В XIV веке появляется множество икон Христа-Вседержителя с подписанными на них эпитетами: Элеймон-Милующий, Эвлогин- Благословляющий, Психосострий-Душеспаситель, Антифонит-Отвечающий на молитвы, Филонтропий-Человеколюбец, а также  Земля Спасения, Хлеб Жизни. 

 


  Существует сокращенный иконографический вариант Пантократора – Спас Оплечный, когда изображается не полуфигура Христа, а лишь Его глава и плечи. В Успенском Соборе Московского Кремля находятся две великолепного качества иконы, написанные в самом начале  XIV в. Икона Спас "Златые власы" XIII в. относится к оплечному изображению Христа, довольно редкая, уникальная икона, хранится она также в Успенском Соборе; образ воспроизводит знаменитую Константинопольскую мозаику над вратами Халке, которую неоднократно разрушали иконоборцы. Оплечное изображение помещено в медальён, крест нимба подчеркнуто выделен, а свое поэтическое название икона получила благодаря  золотым  власам Христа, заимствованному у античности символу бессмертия. 

     

 

 

 

Нерукотворный Образ Иисуса Христа чудесно отобразился на ткани, когда Господь умылся и отер Свой Богочеловеческий Лик убрусом (полотенцем). Согласно церковному преданию история этого образа связана с царем Авгарем, правившим в малоазийском городе Эдессе в I в., который получил исцеление, приложившись к Нерукотворному образу. Чудесное изображение было помещено на городских воротах, и впоследствии было замуровано, тогда на чрепии (кирпичной плите), расположенной напротив Нерукотворного Образа, опять чудесно изобразился Лик Христа; благодаря найденной святыне город был спасен от персов. Спасу Нерукотворному придается охранительный смысл, Его изображали на городских воротах и на воинских знаменах. Мандилион  или Спас на убрусе представляет Лик Христа в круге нимба на плате, локоны волос  расположены на плоскости, небольшая борода завершает голову внизу, плат или убрус прямоугольный, иногда бывает сверху закруглен дужкой, орнаментирован, расшит каймой с бахромой, но может быть изображен и на чистом фоне без намека на плат. Керамидион - это  изображение Спаса на чрепии (кирпичной плите), поэтому имеет соответствующий коричневатый оттенок. Образ Спаса Нерукотворного можно назвать наглядным свидетельством совершившегося таинства Боговотлощения.                      

 


Назад к списку